28.07.2016, 16:31
Қараулар: 356
Профессионализация государственного аппарата

Профессионализация государственного аппарата

Как известно, в повышении конкурентоспособности страны большую роль играет кадровый потенциал государственного аппарата. Поэтому, качество государственного аппарата особенно важно в контексте того, что оно является решающим фактором в процессе развития любой страны и обеспечивает эффективное исполнение стратегических приоритетов государства.

 

В Плане нации «100 конкретных шагов» первые 15 шагов посвящены государственной службе, что показывает важность эффективности и качества государственной службы.

И принятое, с учетом опыта передовых стран (Германия, Сингапур, Малайзия, Великобритания, США, Южная Корея и др.), новое Законодательство о государственной службе РК направлено на повышение эффективности государственного аппарата и дало начало новому этапу развития казахстанской государственной службы.

Одним из основных изменений является переход на карьерную модель госслужбы. Назначения на административную государственную должность в порядке перевода исключены. И в рамках новой модели впервые поступающие на государственную службу начнут свою профессиональную деятельность только с низовых должностей (низовая должность – государственная должность административных государственных служащих корпуса «Б», категория которой в соответствии с реестром должностей является нижестоящей среди категорий должностей, предусмотренных в штатном расписании государственного органа) и исключительно на основе конкурса.

Кандидаты должны пройти три этапа конкурсного отбора. Первый, тестирование на знание законодательства. Порядок тестирования с 2016 года изменен с установлением общего порогового значения от общего количества вопросов по всем нормативным правовым актам и не менее 5 правильных ответов по каждому нормативному правовому акту. На сегодня показатель успешного прохождения тестирования по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 10,1%, что позволит решить существующую проблему с недостатком кадров, особенно, на сельских и районных уровнях.

Второй, тестирование на оценку личных качеств (навыки, знания и умения) с целью определения приверженности ценностям государственной службы. Приверженность ценностям включает в себя: ориентация на качество и результат работы, этичность и нетерпимость к коррупции и т.д.. И третий этап, собеседование в самом государственном органе по профильным знаниям.

А дальнейшее карьерное продвижение осуществляется на основе внутреннего конкурса по упрощенному порядку и в короткие сроки. В конкурсах участвуют госслужащие с опытом работы на нижестоящих должностях. Опыт работы должен соответствовать типовым квалификационным требованиям, утвержденных приказом Министра по делам государственной службы РК №12 от 29 декабря 2015 года. При этом первоначально кандидаты могут быть отобраны среди работников госоргана, где заполняется вакансия. В случае отсутствия подходящих претендентов отбор проходит среди служащих всех госорганов.

Для обеспечения прозрачности и открытости конкурсных процедур в работе конкурсной комиссии принимают участие эксперты и наблюдатели. В качестве наблюдателей и экспертов на заседаниях конкурсных комиссий могут присутствовать депутаты, государственные служащие других госорганов, представители СМИ, общественных объединений, коммерческих организаций, политических партий, специалисты по отбору и продвижению персонала и др.

А также, на этапе собеседования и принятия решения могут присутствовать сотрудники уполномоченного органа по делам госслужбы и его территориальных подразделений. К примеру, по Западно-Казахстанской области с начала года было проведено более 190 конкурсов на вакантные административные государственные должности, из них более 70 %  конкурсов прошли с участием наблюдателей и экспертов.

Также, новым законодательством предусмотрено право обжалования решения конкурсной комиссии. Подача жалобы является основанием для приостановления решения конкурсной комиссии до принятия решения по поступившей жалобе. Следует отметить, что в соответствии статьи 99 Кодекса об административных правонарушениях в случае нарушения процедуры конкурсного отбора на занятие вакантной административной государственной должности на должностных лиц налагается штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей. При любых сомнениях в правомерности принимаемых решений необходимо обратиться в уполномоченный орган по делам государственной службы и его территориальные департаменты,  либо в судебные органы.

Важно отметить, что новый формат конкурсного отбора, основанный на принципах открытости, прозрачности и меритократии (признание личных заслуг и достижений), должен способствовать повышению качества государственного аппарата.

Действующие госслужащие и кандидаты на государственнцю службу должны понимать, что приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства – это один из основных принципов государственной службы. Авторитет государственного служащего и госоргана перед обществом зависит от профессионализма и морально-этического воспитания государственного служащего. Принят новый Этический кодекс. |Предусмотрена ответственность государственных служащих за проступки, дискредитирующие госслужбу. Усилены требования и ограничения к государственным служащим.  Однако, новое законодательство дополнено и социальными гарантиями. К примеру, доплата за временное возложение обязанностей другой государственной должности, предоставление возможности участия во внутреннем конкурсе лица, ранее занимавшего административную государственную должность, в случае незаконного увольнения государственных служащих причиненный им в связи с этим ущерб подлежит возмещению, в случае призыва на срочную воинскую службу предоставляется отпуск без сохранения заработной платы и за ними сохраняется место работы (государственная должность) на период срочной воинской службы и т.д..

Для адаптации впервые поступивших на государственную службу предусмотрено закрепление наставников из числа опытных госслужащих, которые будут помогать новичкам овладевать определенными навыками и определен испытательный срок. В целях приобретения госслужащими профессиональных знаний и опыта вне места постоянной работы госорганы будут направлять их на стажировку в другие госорганы и нацкомпании. Для расширения профессионального кругозора госслужащих  внедрен институт ротации. Особое внимание уделяется вопросам обучения. Впервые в закон включена отдельная глава по обучению госслужащих. Законодательно закреплено обязательное повышение квалификации служащих не реже одного раза в три года.

Таким образом, данный этап модернизации государственной службы осуществляет переход к карьерной модели и комплексное изменение процессов отбора и продвижения кадров в государственном аппарате.

При этом новые механизмы, ориентированные на усиление принципов меритократии и подотчетности на государственной службе, формировании управленческого аппарата, свободного от коррупции, дадут возможность госслужащим планировать свое карьерное продвижение, что очень важно для его профессионального развития и позволит строить карьеру в рамках государственной службы.

Венера МАСИМОВА,

Руководитель управления государственной службы Департамента Министерства по делам государственной службы Республики Казахстан по Западно-Казахстанской области